Пятница, 20.07.2018, 13:14
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ!
Меню сайта
Случайные афоризмы
Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 740
Форма входа
500
))--> Учительский портал





Развиваем мышление
 
Как говорил древнекитайский философ Конфуций – "Учение без мысли - напрасный труд”. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой с рождения? Человек рождается с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

Что же такое мышление и почему его надо организовывать? Давайте, попробуем разобраться.

Все психологи сходятся во мнении, что мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности, но наряду с этим они имеют и разногласия по некоторым аспектам. По мнению Рубинштейна, процесс мышления является исключительно продуктивным (творческим), то есть производящим новый продукт, идею, новое решение. Сторонники Гальперина же включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы.

Мышление детей младшего школьного возраста включает в себя 3 основных вида:

наглядно-действенное:  познание с помощью манипулирования предметами. Так, например, получив в руки игрушку, которая вдруг перестает выполнять свои функции, ребенок не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Это "Мышление руками" со временем не исчезает. Будучи главным на начальной стадии развития, оно остается в процессе взросления для решения новых задач, когда они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.
На развитие наглядно-действенного мышления работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки;

наглядно-образное: познание с помощью представлений предметов, явлений. В отличие от наглядно – действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Для развития наглядно-образного мышления можно использовать различные виды заданий с палочками или со спичками и т.д.

Словесно-логическое: познание с помощью понятий, слов, рассуждений, таким образом, оно предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации и этому способствуют следующие упражнения, которые я успешно применяю в своей преподавательской практике: ребусы, различные математические таблицы, "Судокку”, кроссворды

 - Игра "Исключение лишнего"
Брать любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим признаком, исключить.

- Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Игра "Поиск аналогов"
Называть какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся как вертолет); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов).


Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Наряду с этими  видами мышления встречаются также и такие как теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), однако в этом возрасте их доля по сравнению с первыми тремя видами незначительна, либо отсутствует.

 Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять и главным вопросом решения этого является поиск и открытие нового, как о решении проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще очень редкий процесс. «Но мы почти никогда не можем застать себя недумающими», – вы можете возразить мне. Верно, но «думание» и «мышление» – вещи разные. В бытовое словечко «думать» входят многие процессы: воспоминания, представления, воображение. Они текут непроизвольно, хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Мышление, в отличие от «думания», дисциплинировано целью. Учитель ставит перед детьми цель, и они начинают мыслить? Если бы... Цель не может быть задана извне – она не задание. А это значит - задача учителя – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить.

В моей рабочей практике при сложении нескольких одинаковых слагаемых(до введения знака умножения) среди детей появились отзывы о нерациональности этих действий. Они поняли, что, складывая 10 по 10 раз, столкнулись с проблемной ситуацией: во-первых, у них уходило много времени на записи, во-вторых, они занимают много места, далее все это вызвало усталость и, наконец, количество записей создало погрехи и неточности, вследствие чего, были получены ответы от 80 до 110. В итоге, мы пришли к выводу, что эти действия можно заменить другим – так я ввела знак умножения.

Всех детей мы учим мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, не однотипным, и опасно давать детям однотипные задачи, а также загонять ребенка в рамки одной профессии, если мы хотим воспитать гармоничную личность.

Мышление нельзя также «отменить» или «запретить». Поставив своих учеников в проблемную ситуацию, не торопитесь с готовым ответом, а дайте возможность «разогнаться» мышлению. Тогда проявится еще один феномен мышления: независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно, через учителя или книгу, – субъективно он воспринимается как собственная находка и прочно включается в систему знаний, не требуя усилий для запоминания. Попробуйте дать вашим детям противоречивую загадку и не давайте ответа до следующего дня. Например, такую:

– Это какая, красная?

– Нет, черная.

– А почему белая?

– Потому что зеленая.

Вы убедитесь, что дети продолжат ее решать дома, подключив своих домашних. Большинство загадок построены на противоречии и легко вводят детей в проблемную ситуацию. Они могут быть настолько захватывающими, что ребенок (и взрослый тоже) не может сосредоточиться ни на чем другом, пока не найдет ответ.

Теперь для тех, кто не отгадал нашу загадку, продолжает ее решать и не воспринимает новый текст, то есть для тех, у кого мышление «разогналось», сообщаю ответ – это смородина.

Загадки – благодатный материал для развития мышления, причем они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми.

Проблемные ситуации можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Конструктивность мышления хорошо развивается в разборе бытовых ситуаций: что-то приспособить, починить, заменить, усовершенствовать. Соревновательный игровой эффект заражает детей творческой энергией и доставляет много радости. Для «разгона» детской фантазии имейте в запасе несколько своих примеров, которые вы сможете использовать в возможных паузах.

Подведем итоги разговора:

·    Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить

·    Ребенку интересней мыслить, чем запоминать

·  Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент

·   Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления

·   Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления

·   Вопросы Где? Что? Когда? Какой? Сколько? контролируют память

·  Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно

Заканчивая свое выступление, хочу озвучить еще одно изречение на этот раз великого немецкого философа Иммануила Канта "не мыслям надобно учить – а мыслить”...
 
 
Актуально!
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Электронный журнал
Архив записей
Случайное фото

Друзья сайта
  • Московское время

    Музыка
    Праздники России

    Праздники России

    Кнопка сайта
    Баннер Код

    Copyright selena © 2018